Родителям на заметку


Аудиал, визуал, кинестетик, дигитал
эти слова означают особенности восприятия и переработки информации людьми различного возраста.
Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.
Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух.
Кинестетик - тот, кто воспринимает информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискрет (дигитал) - человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.
Такие особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка с окружающими, в успешности обучения, получения новых навыков и умений. Как распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации? Часто достаточно понаблюдать!


ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Активный словарь
  • Визуалы в своей речи употребляют существительные, глаголы, прилагательные, связанные со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, красочный, яркий, как видите...). 
  • Для аудиала характерны слова, связанные со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, беззвучный...). 
  • Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства, ощущения (схватывать, мягкий, теплый, шелковистый, прикосновение, хороший нюх, ароматный, гибкий...).
Направление взгляда

  • у визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх;
  • у аудиалов - по средней линии;
  • у кинестетиков - вниз.
Особенности внимания

  • Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь чем угодно; 
  • аудиал легко отвлекается на звуки; 
  • визуалу шум практически не мешает.
Особенности запоминания визуалов, аудиалов и кинестетиков

  • Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами (образное мышление хорошо развито). 
  • Аудиал - то, что обсуждал, запоминает, слушая. 
  • Кинестетик помнит общее впечатление; запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая.

Замечания воспримутся лучше, если:
  • визуалу - покачать головой, погрозить пальцем;
  • аудиалу сказать шепотом " ш-ш-ш", "тише";
  • кинестетику положить руку на плечо.  

При выполнении ребенком домашнего задания рекомендуется:
  • визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
  • аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами;
  • кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать и попрыгать...).

При общении используйте методы, понятные и близкие ребенку:
  • с визуалом употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия;
  • с аудиалом используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации);
  • с кинестетиком используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему "обыгрывать" информацию.
Любой человек, ребенок в том числе, использует разные каналы восприятия, то есть, мы не можем быть только визуалами, например. Особенности восприятия зависят и от возраста: для маленьких детей свойственно стремление все потрогать, попробовать на вкус, школьники же чаще задействуют слух и зрение.

Учитесь понимать друг друга, тогда в вашей жизни и в жизни ваших детей будет намного меньше проблем!

 



Распечатать страницу


Упражнения  для  совершенствования техники чтения

«Фотоглаз»

Этот  приём  можно использовать  с  периода  обучения  грамоте, постоянно  усложняя  его:
1)   за  короткое  время  ребёнок  должен  воспринять  букву, слово, несколько  слов, предложение;
2)   за  определённое  время  ребёнок  должен  «сфотографировать» столбик  слов, а  затем  выделить  «нужное»  слово (чтение  пирамидами),при  этом  названное  слово  в  данном  наборе  может  и  отсутствовать.
Дети  любят  этот  вид  работы, для  них  это  игра, а  результаты  интересные. Учащиеся, медленно  читающие  слова  в  тексте, быстро  их  «фотографируют»  и  произносят. Этот  приём   совершенствует устойчивость  внимания, оперативную  память, развивает  поле  чтения  зрительного  восприятия  слов.

Скочкообразное  чтение  «Кенгуру»

Под  счёт 1, 2, 3 фиксируем  взгляд  на  начале, середине  и  конце  строки. Читаем  таким  образом  абзац. Что  запомнили? Чтение  вслух. Такое  упражнение  используется  для  расширения  зоны  восприятия на  начальном  этапе, затем  тренируем  учащихся  на  счёт  1, 2,фиксируя  взгляд  на  начале  и  конце  строки.

«Считаем  слова»

При  чтении  текста  дети  на  максимальной  скорости  считают  слова  и  одновременно  ищут  ответы  на  вопросы. В 1 классе вопросов  должно  быть  не  более  3-х, во 2-ом – не  более  4-х, в 3- 4-м – не более  5-ти.

Цель  этого  упражнения – загрузить  слуховой  аппарат  учащихся  посторонней  работой – счётом  слов. Школьники  лишены  возможности  вокализировать  текст  про  себя, т.е.  приучаются  читать  только  глазами.


«Считаем  строчки»

Это  упражнение  аналогично  первому, но  отличается  следующими  моментами: вертикальное  движение  глаз  по  странице; просматривание  каждой  строки 1 сек.

Данное  упражнение  расширяет  зону восприятия при  чтении  путём  формирования навыка  одномоментного  восприятия  строчек  текста, т.е. без  движения  взгляда  вдоль  строки  слева  направо.

 
       «Угадай» - чтение  текста  с  закрытыми  окончаниями в  словах.

      Медок  и  холодок.

      Алёнка  вылез...  из  луж...  и  сказа...:
     -А  вода  до  чего  тёпл...!
      И  побеж...  по  ули..., по всем  лужи...  и  калужинк

 
     Из  системы  И.Т.Федоренко  и  И.Г.Пальченко   три  типа  упражнения:

    -многократное  чтение;
    -чтение  в  темпе  скороговорки;
    - выразительное  чтение  с  переходом  на  незнакомую часть  текста.

Многократное  чтение

После  того, как  начало  нового  рассказа  прочитано  родителем  и  осознано, осмыслено  ребёнком, родитель  предлагает  начать  чтение   одновременно  и  продолжать  его  в  течение одной  минуты. По истечении минуты ребёнок отмечает  слово, до  которого  он  успел  дочитать. Затем  следует  повторное  чтение  этого  же отрывка текста  за 1 минуту. Ребёнок  снова  отмечает слово, на  котором он  остановился. Естественно, что  во  второй  раз ребёнок  прочитает  на  несколько  слов  больше. Увеличение  темпа  чтения  вызывает  положительные  эмоции , детям хочется  читать  ещё  раз. Однако  более 3-х  раз  не  следует  читать   один  и  тот же  отрывок.

Чтение  в  темпе  скороговорки  должно  длиться  не  более  30  сек. Затем  родитель  начинает третье  упражнение.

Выразительное  чтение  с  переходом  на  незнакомую  часть  текста.

Родитель   даёт  задание  ребёнку  прочитать  текст (который  читали  в  темпе  скороговорки), но  чуть-чуть  медленнее, зато  красиво, выразительно.
Дети  прочитывают  знакомую  часть  текста  до  конца  и  переходят  на  незнакомую. Вот здесь  и  начинается  чудо: ребёнок, несколько  раз  прочитавший  один  и  тот  же  отрывок  текста  в  повышенном  темпе  чтения, при  переходе  на  незнакомую  часть  текста  продолжает  читать  её  в  том  же  повышенном темпе.

«Буксир»
  
Родитель  читает  вслух текст, варьируя  скорость  чтения  в  пределах  скорости  чтения  ребёнка. Сын (дочь)  читает  тот  же  текст  про  себя, стараясь  успевать  за  мамой (папой). Проверку  осуществляем  путём  внезапной  остановки  на  каком-либо  слове. Дети  показывают  это  слово.

«Губы».

К  плотно  сжатым  губам  по  команде  «Губы», дети  прикладывают  палец  левой  руки  и  начинают  читать  про  себя.  Этим  движением  подкрепляется  психологическая  установка  на  беззвучное  чтение. По  мере  привыкания  детей  к  чтению  без  внешних  признаков  проговаривания   команда «Губы»  подаётся  всё  реже  и ,наконец,  отменяется  совсем.


«Финиш».

Выбираем  текст по  книге для чтения  про  себя, указав  слово (или  группу слов), до  которого  необходимо  дочитать. Прочитав  до  заданного  слова,  ребёнок  поднимает руку. Проверяем прочитанное, задавая  несколько  вопросов  по  тексту.



Распечатать страницу



2 комментария:

  1. Очень важная и нужная для меня информация. Давно искала, а тут случайно увидела! спасибо!

    ОтветитьУдалить